Школьная библиотека – проводник книжной культуры среди учащихся, так как представляет первый читательский опыт ребенка, от нее зависит интерес ребенка к книге, желание учиться, удивляться, радоваться, фантазировать и творить.
В соответствии с Федеральным Законом «О библиотечном деле» библиотека выполняет функции информационного, образовательного и культурного учреждения.
Положение о библиотеке ЛГ МАОУ "СОШ №2"
Основные задачи школьной библиотеки:
а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (компакт-диски);
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
Основные функции
Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
- аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций в периодической печати работ педагогов общеобразовательного учреждения);
- комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
- осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
6) создает информационную продукцию:
- осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
- организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения;
- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
- обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информацинное обслуживание обучающихся:
- предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
- создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию, способствует развитию навыков самообучения;
- организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации; содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
- содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD – дисков);
- руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
- содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
- создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
- организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
- осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
- способствует проведению занятий но формированию информационной культуры;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
- консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
- консультирует обучающихся по вопросам учебных изданий.
Права и обязанности пользователей библиотеки
В части предоставления информационно-консультационных услуг пользователи имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
в части доступа к библиотечному фонду пользователи имеют право:
а) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
б) продлевать срок пользования документами;
в) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
г) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
д) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
е) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу общеобразовательного учреждения и Положению о платных услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.
Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными: если учебник утерян или испорчен учащимися, родители (или лица их заменяющие) компенсируют ущерб новым равноценным учебником.
Родители несут ответственность за сохранность и состояние учебного (учебники) и книжного фонда библиотеки.
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.
Порядок пользования абонементом:
а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотекой производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует факт выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
Пользователи библиотеки имеют право делать самостоятельный поиск и выбор в открытом фонде библиотеки, а также получать документы из книгохранилища по заявке библиотекарю. Библиотечно-информационные ресурсы абонемента получаются пользователем библиотеки во временное пользование вне ее пределов. В связи с этим:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования библиотечно-информационными ресурсами абонемента:
- учебники, учебные пособия, общеобразовательные программы, учебно-методическая литература – весь учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная – 10 дней
- периодические издания, издания повышенного спроса - 5 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
Правила учета выдачи учебной литературы обучающимся:
Учебники и учебные пособия в комплекте на каждого обучающегося 1-8 классов получают классные руководители в необходимом количестве согласно спискам классов в начале учебного года и по мере прибытия новых обучающихся. Классные руководители 1-8 классов обеспечивают выдачу комплекта учебников каждому ученику и возврат их в конце учебного года или по выбытию обучающегося из общеобразовательного учреждения. В книге учета выдачи и возврата учебных пособий фиксируется наименование и количество выданных классному руководителю из расчета количества обучающихся в классе. Классный руководитель осуществляет учет выдачи и возврата учебников каждому обучающемуся класса в ведомостях установленной формы.
Учебники и учебные пособия обучающимся 9-11 классов выдаются лично ученику. Дата выдачи и сроки возврата учебников фиксируются в читательском формуляре.
Правила учета выдачи отраслевой литературы пользователям. Дата выдачи и сроки возврата документов фиксируется в читательских формулярах.
Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;
в) Электронные носители информации (CD, DVD), видео и аудиоматериалы могут выдаваться пользователю для работы на дом. Максимальный срок пользования документами на дому – 5 дней. Срок пользования документом может быть продлен, если на него нет спроса со стороны других пользователей.
Организация деятельности библиотеки
- Библиотека размещена в одном кабинете, в котором выделены две зоны: зона абонемента и читального зала с фондом справочной литературы (энциклопедии, справочники и т.п.);
- В читальном зале имеются 3 компьютера, два из которых – рабочие места для заведующей библиотекой и библиотекаря и 1 ПК – для педагогов и обучающихся.
- Все компьютеры, размещенные в кабинете, подключены в школьную локальную сеть и Интернет;
- Справочно-библиографический аппарат библиотеки-медиатеки включает в себя алфавитный и систематический каталоги и созданный в 2005 году системе АИБС ИРБИС электронный каталог.
- Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, планом работы библиотеки.
В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:
- гарантированным финансированием комплектования библиотечно – информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, корозионно – активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПин;
- современной электронно – вычислительной, телекоммуникационной и копировально – множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
- библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения.
Директор школы: координирует деятельность педагогического, родительских коллективов по формированию, сохранности и бережному отношению к учебной литературе, предусматривает меры по совершенствованию этой работы и следит за её выполнением.
Заместитель директора: разрабатывает единые требования к учащимся по сохранности учебников. Осуществляет контроль над выбором литературы, определяет потребность школы в учебниках.
Классные руководители, учителя 1- 4 классов:
- осуществляют необходимую работу с учащимися и родителями по воспитанию у учащихся бережного отношения к учебникам;
- получают в библиотеке учебники на класс и организуют их возврат в конце учебного года;
- контролируют состояние учебников в классе;
- доводят до сведения родителей и учащихся информацию о компенсации за потерю и порчу учебника;
Учитель по соответствующему предмету систематически проверяет учебники по своему предмету;
Родители несут ответственность за сохранность и состояние учебников школьной библиотеки.
Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения:
Режим работы библиотеки:
8.30 – 16.30
Четверг – методический день
Последний четверг месяца – санитарный день
Суббота – 9.00. – 13.00
В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации
Штат библиотеки-медиатеки:
Пригода Надежда Григорьевна заведующая библиотекой |
Картауз Светлана Чеславовна библиотекарь |
- Советум почитать
- Книжные новинки
- Библиотечные уроки
- Семейное чтение
- Календарь знаменательных дат (КЗД)
- Самообследование за 2020 год