Понедельник, 26.06.2017, 06:47
Приветствую Вас Прохожий | RSS
                                       Лангепасское городское муниципальное автономное
                                                общеобразовательное учреждение
                        "Средняя общеобразовательная школа №2"
                                                     г.Лангепас, ХМАО-Югра
Меню сайта
Лагерь ССР
Электронный журнал

Правовой уголок
ЕГЭ 2017
ГИА 2017
ДОиМП
"Школлеги"
сетевое сообщество образования Югры
ИРО
ВУЗы России

Библиотека

БИБЛИОТЕКА – КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ШКОЛЫ  
 

Школьная библиотека – проводник книжной культуры среди учащихся, так как представляет первый читательский опыт ребенка, от нее зависит интерес ребенка к книге, желание учиться, удивляться, радоваться, фантазировать и творить.

В соответствии с Федеральным Законом «О библиотечном деле» библиотека выполняет функции информационного, образовательного и культурного учреждения.

Основные задачи школьной библиотеки:

а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, иде­ям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразова­тельного учреждения на различных носителях: бумаж­ном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (компакт-диски); 

б) воспитание культурного и гражданского самосозна­ния, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.;

в) формирование навыков независимого библиотечно­го пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации;

г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных тех­нологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотеч­ной среды.

Основные функции

 Для реализации основных задач библиотека:

а) формирует фонд библиотечно-информационных ре­сурсов общеобразовательного учреждения;

  • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
  • аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций в периодической печати работ педагогов общеобразовательного учреждения);
  • комплектует универсальный фонд учебными, худо­жественными, научными, справочными, педагогически­ми и научно-популярными документами на традицион­ных и нетрадиционных носителях информации;
  • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

6) создает информационную продукцию:

  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
  • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), кар­тотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по про­филю общеобразовательного учреждения;
  • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
  • обеспечивает информирование пользователей об ин­формационной продукции;

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информацинное обслуживание обучающихся:

  • предоставляет информационные ресурсы на различ­ных носителях на основе изучения их интересов и ин­формационных потребностей;
  • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию, способствует развитию навыков самообучения;
  • организует обучение навыкам независимого библио­течного пользователя и потребителя информации; содей­ствует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
  • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразо­вательной и досуговой деятельности;
  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
  • содействует членам педагогического коллектива и ад­министрации учреждения в организации образовательно­го процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофиль­мов, CD – дисков);
  • руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах;

г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работни­ков:

  • выявляет информационные потребности и удовлетво­ряет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здо­ровьем детей;
  • выявляет информационные потребности и удовлетво­ряет запросы в области педагогических инноваций и но­вых технологий;
  • содействует профессиональной компетенции, повы­шению квалификации, проведению аттестации;
  • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
  • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
  • осуществляет текущее информирование (дни инфор­мации, обзоры новых поступлений и публикаций), ин­формирование руководства общеобразовательного учреж­дения по вопросам управления образовательным процес­сом;
  • способствует проведению занятий но формированию информационной культуры;

д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных закон­ных представителей) обучающихся:

  • удовлетворяет запросы пользователей и информиру­ет о новых поступлениях в библиотеку;        
  • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
  • консультирует обу­чающихся по вопросам учебных изданий.

Права и обязанности пользователей библиотеки

 В части предоставления информационно-консультационных услуг пользователи имеют право:

а) получать полную информацию о составе библиотеч­ного фонда, информационных ресурсах и предоставляе­мых библиотекой услугах;

б) пользоваться справочно-библиографическим аппа­ратом библиотеки;

в) получать консультационную помощь в поиске и вы­боре источников информации;

в части доступа к библиотечному фонду пользователи имеют право:

а) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

б) продлевать срок пользования документами;

в) получать тематические, фактографические, уточня­ющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

г) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;

д) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

е) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу общеобразовательного учреждения и Положению о платных услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения;

и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.

Пользователи библиотеки обязаны:

а) соблюдать правила пользования библиотекой;

б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаружен­ные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

е) расписываться в читательском формуляре за каж­дый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов);

ж) возвращать документы в библиотеку в установлен­ные сроки;

з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными: если учебник утерян или испорчен учащимися, родители (или лица их заменяющие) компенсируют ущерб новым равноценным учебником. 

Родители несут ответственность за сохранность и состояние учебного (учебники) и книжного фонда библиотеки.

и) полностью рассчитаться с библиотекой по истече­нии срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.

Порядок пользования абонементом:

а) запись обучающихся общеобразовательного учреж­дения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родите­лей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;

б) перерегистрация пользователей библиотекой произ­водится ежегодно;

в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

г) читательский формуляр фиксирует факт выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их воз­вращения в библиотеку.

Пользователи библиотеки имеют право делать самостоятельный поиск и выбор в открытом фонде библиотеки, а также получать документы из книгохранилища по заявке библиотекарю. Библиотечно-информационные ресурсы абонемента получаются пользователем библиотеки во временное пользование  вне ее пределов. В связи с этим:

а) пользователи имеют право получить на дом из много­томных изданий не более двух документов одновременно;

б) максимальные сроки пользования библиотечно-информационными ресурсами абонемента:

- учебники, учебные пособия, общеобразовательные программы, учебно-методическая литература – весь учебный год;

- научно-популярная, познавательная, художественная – 10 дней

- периодические издания, издания повышенного спро­са - 5 дней;

    в) пользователи могут продлить срок пользования до­кументами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

Правила учета выдачи учебной литературы обучающимся:

Учебники и учебные пособия в комплекте на каждого обучающегося 1-8 классов получают классные руководители в необходимом количестве согласно спискам классов в начале учебного года и по мере прибытия новых обучающихся. Классные руководители 1-8 классов обеспечивают выдачу комплекта учебников каждому ученику и возврат их в конце учебного года или по выбытию обучающегося из общеобразовательного учреждения. В книге учета выдачи и возврата учебных пособий фиксируется наименование и количество выданных классному руководителю из расчета количества обучающихся в классе. Классный руководитель осуществляет учет выдачи и возврата учебников каждому обучающемуся класса в ведомостях установленной формы.

Учебники и учебные пособия обучающимся 9-11 классов выдаются лично ученику. Дата выдачи и сроки возврата учебников фиксируются в читательском формуляре.

Правила учета выдачи отраслевой литературы пользователям. Дата выдачи и сроки возврата документов фиксируется в читательских формулярах.

Порядок пользования читальным залом:

а) документы, предназначенные для работы в читаль­ном зале, на дом не выдаются;

б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и име­ющиеся в единственном экземпляре документы выдают­ся только для работы в читальном зале;

в) Электронные носители информации (CD, DVD), видео и аудиоматериалы могут выдаваться пользователю для работы на дом. Максимальный срок пользования документами на дому – 5 дней. Срок пользования документом может быть продлен, если на него нет спроса со стороны других пользователей.

Организация деятельности библиотеки

  • Библиотека размещена в одном кабинете, в котором выделены две зоны: зона абонемента и читального зала с фондом справочной литературы (энциклопедии, справочники и т.п.);
  • В читальном зале имеются 3 компьютера, два из которых – рабочие места для заведующей библиотекой и библиотекаря и 1 ПК – для педагогов и обучающихся.
  • Все компьютеры, размещенные в кабинете, подключены в школьную локальную сеть и Интернет;
  • Справочно-библиографический аппарат библиотеки-медиатеки включает в себя алфавитный и систематический каталоги и созданный в 2005 году системе АИБС ИРБИС электронный каталог.
  • Библиотечно-информационное обслуживание осу­ществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, планом работы библиотеки.

В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями,   общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:

  • гарантированным финансированием комплектования библиотечно – информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
  • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, корозионно – активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПин;
  • современной электронно – вычислительной, телекоммуникационной и копировально – множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
  • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
  • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

Ответственность за систематичность и качество ком­плектования основного фонда библиотеки, комплектова­ние учебного фонда в соответствии с федеральными пе­речнями учебников и учебно-методических изданий, со­здание необходимых условий для деятельности библио­теки несет руководитель общеобразовательного учрежде­ния в соответствии с уставом учреждения.

Директор школы: координирует деятельность педагогического, родительских коллективов по формированию, сохранности и бережному отношению к учебной литературе, предусматривает меры по совершенствованию этой работы и следит за её выполнением.

Заместитель директора: разрабатывает единые требования к учащимся по сохранности учебников. Осуществляет контроль над выбором литературы, определяет потребность школы в учебниках.

Классные руководители, учителя 1- 4 классов:

  • осуществляют необходимую работу с учащимися и родителями по воспитанию у учащихся бережного отношения к учебникам;
  • получают в библиотеке учебники на класс и организуют их возврат в конце учебного года;
  • контролируют состояние учебников в классе;
  • доводят до сведения родителей и учащихся информацию о компенсации за потерю и порчу учебника;

Учитель по соответствующему предмету систематически проверяет учебники по своему предмету;

Родители несут ответственность за сохранность и состояние учебников школьной библиотеки.

 Режим работы библиотеки определяется заведую­щим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с пра­вилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения:

Режим работы библиотеки:

 8.30 – 16.30

Четверг – методический день

Последний четверг месяца – санитарный день

Суббота – 9.00. – 13.00

В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации

 

  

   Штат библиотеки-медиатеки:

 

  

нет фото
Пригода Надежда Григорьевна
заведующая библиотекой
Киреева Лилия Хуснуловна
библиотекарь
 


  Количественный состав фонда на 2016-2017 гг.     

  16335 экз. - отраслевая и художественная литература

  447 экз. – электронные, аудио-видео ресурсы

  15980 экз. – учебники, учебные пособия

  Количество читателей – 852

  Количество посещений –7226

  Книговыдача – 10808 экз.

  База данных электронных пособий Здесь

 

Печать страницы при клике по ссылке

Чтобы распечатать данную страничку, просто нажмите Печатать

спец.возможности

Поиск
Доска Почёта
Год экологии

Виртуальный цифровой музей школы

Российское движение школьников
Волонтёры Победы
Я - родитель
Внимание, дорога!
Спас-Экстрим
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Интернет-приёмная
Телефон доверия

Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0