Важными
условиями соблюдения прав участников образовательного процесса являются:
- правильно выстроенная политика руководства образовательного учреждения по формированию школьного уклада и благоприятного психологического климата;
- нормативная база, обеспечивающая правовое взаимодействие учителей, учащихся и родителей;
- открытость системы образования для всех участников образовательного процесса.
При возникновении конфликтов и как следствие обращений участников данных конфликтов к органам исполнительной власти всегда затрагиваются права тех или иных участников образовательного процесса, которые необходимо защищать.
Конфликтная ситуация, свидетельствует о наличии накопившихся противоречий, проблем, которые требуют решения, и в случае игнорирования их, побуждают стороны активно противоборствовать друг с другом.
В настоящее время обращения о нарушениях прав рассматриваются и решаются в рамках исполнения федерального законодательства и существующих регламентов по осуществлению надзора и контроля в сфере образования. Основными статьями, касающимися защиты прав участников образовательного процесса, являются статьи 2,7, 10, 14, 15, 16, 32, 50, 51, 52 Закона РФ «Об образовании» и другие нормативные документы.
О правах участников образовательного процесса можно говорить, когда дело касается взаимоотношений с должностным лицом, обладающим властными полномочиями - с администрацией школы, учителями и т.д. Если один ученик ударил другого, то это не является нарушением прав человека, хотя и является правонарушением. Если ученик оскорбил учителя, это тоже не будет нарушением прав человека, хотя будет правонарушением (нравственные нормы здесь не рассматриваются), поскольку ученик не является представителем «власти». Однако если учитель оскорбил или применил силу к ученику, то это уже является явным нарушением прав человека. Права участника образовательного процесса будут нарушены, если учителя оскорбит администрация. Поэтому школьная жизнь с позиций прав человека – это ребенок, учитель, родитель во взаимоотношениях с должностным лицом.
Чаще всего жалобы появляются в результате конфликтов: «Учащийся-учитель», «Учитель-родитель», «Администрация-учитель», «Администрация-родитель», «Администрация-ученик».
Существуют различные причины, провоцирующие в школьном социуме конфликты:
- злоупотребления учителя своими правами, грубое обращение по отношению к обучающемуся, унижение человеческого достоинства ребенка;
- несправедливость и необъективность учителя;
- равнодушие и невнимание педагогов к внутреннему миру и эмоциональному состоянию ребенка;
- неумение педагога найти конструктивный выход из сложных взаимоотношений, возникающих между одноклассниками;
- нарушение морально-этических норм поведения самим учителем.
В последнее время появились дополнительные объективные причины, в силу которых стали возникать межличностные конфликты между учителем и учащимися. Одной из таких причин является тот факт, что в связи со стремительными изменениями социальной ситуации в жизни людей, правовой грамотностью молодых родителей, доступностью интернета, «демократизацией» СМИ и т.д. снижается порог подросткового кризиса детей.
По мнению специалистов в предподростковый кризис вступают учащиеся 3-х — 4-х классов, а в подростковый — 5-х — 6-х классов. При этом преподаватели и родители не понимают возрастных психологических изменений, не меняют форм и методов работы, что и провоцирует конфликты. Дополнительно ситуация усугубляется тем, что преподавателю в своей деятельности приходится требовать от учащихся выполнения учебных заданий и правил поведениях на уроках, т.е. возможность конфликтных ситуаций заложена в должностных обязанностях учителя. Учитель часто не может выйти из той социальной роли, которую он играет в силу своих обязанностей, не может взглянуть на причины конфликта объективно, увидеть себя в конфликте со стороны.
Например, по инициативе классного руководителя одной из школ в качестве меры воспитательного воздействия, решением педагогического совета школы без приглашения на заседание родителей ученик 5 «А» класса был временно переведен в 5 «Б» класс. В течение двух месяцев мальчик не посещал школу, так как не хотел учиться в другом детском коллективе. Родители требовали отмены решения педагогического совета, однако, администрация школы и педагоги отстаивали правомерность своих действий.
Замечено, что если педагогу или руководителю учреждения не удалось спрогнозировать и своевременно предотвратить конфликт, то попытки занять деструктивную позицию избегания или приспособления к интересам противостоящей стороны, боязни затронуть чьи-то личные интересы, могут привести к печальным последствиям.
Есть пример, когда руководитель образовательного учреждения из-за отсутствия четких требований к организации учебно-воспитательного процесса, а также стремления не осложнять отношения с родителями, которые предъявляли особые претензии к обучению своего ребенка в школе, не придавать данные претензии огласке, в конечном счете, оказался в зависимости от прихотей одного из родителей ученика.
Каждая просьба родителей удовлетворялась, даже если она была не обоснована, не подтверждалась необходимыми документами. По прихоти родителей менялись учителя. Ребенок пропускал учебные занятия без уважительных причин, несмотря на неаттестацию по отдельным предметам, переводился в следующий класс. В результате нарушались права других участников образовательного процесса, возрастали противоречия в школьном коллективе, конфликт вышел за пределы школы. Приспособленческая позиция привела к тому, что встал вопрос о соответствии директора занимаемой должности.
Пассивная позиция другого руководителя по отношению к учителю математики, которая в течение всего учебного года создавала конфликтные ситуации с учащимися 5-7 классов, привела к возникновению затяжного конфликта, попавшего на контроль Аппарата Правительства Москвы.
Анализ жалоб по детскому травматизму свидетельствует о недостаточной работе по профилактике детского травматизма в образовательных учреждениях во время учебного процесса и прямом нарушении ст. 51 Закона РФ «Об образовании». Большинство травм дети получают во время перемен между занятиями.
Причинами обращения родителей с жалобами во всех случаях являются:
- нарушения в оказании первой помощи, несвоевременное информирование родителей;
- не проведение служебного расследования в установленные сроки и наказание виновных;
- равнодушное отношение к ребенку, получившему травму со стороны администрации учреждения, учителей, одноклассников.
В 90% случаев жалобы родителей подтверждаются.
В соответствии с п.1.4 действующего Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утвержденного приказом Гособразования СССР от 01.10.1990г. несчастный случай, происшедший во время учебно-воспитательного процесса, вызвавший у учащегося или воспитанника потерю работоспособности (здоровья) не менее одного дня в соответствии с медицинским заключением, оформляется актом формы Н-2. Все несчастные случаи, оформленные актом Н-2 регистрируются органом управления образования.
Акт по форме Н-2 должен быть выдан родителям не позднее трех дней с момента окончания по нему расследования, причем на руки под роспись в соответствующем журнале исходящей документации или заказным письмом по почте. Именно расследование и оформление документов, как показывает практика, является «слабым звеном» образовательного учреждения.
Очевидно в связи с тем, что травмы и несчастные случаи все-таки редко происходят в отдельном образовательном учреждении, руководители не владеют содержанием Положения о расследовании несчастных случаев и не выполняют необходимые в этих случаях действия. А ведь в соответствии с п. 1.7 Положения ответственность за правильное и своевременное расследование и учет несчастных случаев, составление акта формы Н-2, разработку и выполнение мероприятий по устранению причин несчастного случая несет руководитель учреждения, где произошел несчастный случай.
Расследования травм, полученных на уроках физической культуры, свидетельствуют о непрофессионализме отдельных преподавателей, что приводит к серьезным последствиям. Например, учитель физкультуры одной из школ при получении ученицей 9 класса травмы плеча, не оказала первую доврачебную помощь, не сообщила о происшедшем администрации школы, а та, в свою очередь, не организовала доставку пострадавшей в медицинское учреждение. При этом акт по форме Н-2 не составлялся и в окружное управление образования не передавался.
Следует обратить внимание на то, что если обучающийся явился на следующий день после получения травмы на занятия, то расследование все равно проводится, но в свободной форме. Для выяснения причин (конфликта) составляются протоколы, объяснительные записки.
Если родители обучающегося сообщают об обращении в травмпункт или больницу, то образовательное учреждение делает запрос в данные инстанции не о заключении врача (т.к. это врачебная тайна и является закрытой информацией), а о характере заболевания, с которым поступил ребенок для выяснения дальнейших обстоятельств.
В случае получения травмы ребенком в результате конфликта образовательное учреждение в обязательном порядке должно провести дополнительные мероприятия по улучшению работы по профилактике детского травматизма, соблюдению правил поведения в школе и ответственности за нарушение внутришкольного распорядка, внепланового инструктажа по охране жизни и здоровья детей. Администрации образовательного учреждения также необходимо провести дополнительные меры по улучшению качества воспитательной работы, уделив более пристальное внимание вопросам межличностных отношений в образовательном учреждении, повысить ответственность педагогического коллектива в этом направлении для нормализации отношений между детьми.
- правильно выстроенная политика руководства образовательного учреждения по формированию школьного уклада и благоприятного психологического климата;
- нормативная база, обеспечивающая правовое взаимодействие учителей, учащихся и родителей;
- открытость системы образования для всех участников образовательного процесса.
При возникновении конфликтов и как следствие обращений участников данных конфликтов к органам исполнительной власти всегда затрагиваются права тех или иных участников образовательного процесса, которые необходимо защищать.
Конфликтная ситуация, свидетельствует о наличии накопившихся противоречий, проблем, которые требуют решения, и в случае игнорирования их, побуждают стороны активно противоборствовать друг с другом.
В настоящее время обращения о нарушениях прав рассматриваются и решаются в рамках исполнения федерального законодательства и существующих регламентов по осуществлению надзора и контроля в сфере образования. Основными статьями, касающимися защиты прав участников образовательного процесса, являются статьи 2,7, 10, 14, 15, 16, 32, 50, 51, 52 Закона РФ «Об образовании» и другие нормативные документы.
О правах участников образовательного процесса можно говорить, когда дело касается взаимоотношений с должностным лицом, обладающим властными полномочиями - с администрацией школы, учителями и т.д. Если один ученик ударил другого, то это не является нарушением прав человека, хотя и является правонарушением. Если ученик оскорбил учителя, это тоже не будет нарушением прав человека, хотя будет правонарушением (нравственные нормы здесь не рассматриваются), поскольку ученик не является представителем «власти». Однако если учитель оскорбил или применил силу к ученику, то это уже является явным нарушением прав человека. Права участника образовательного процесса будут нарушены, если учителя оскорбит администрация. Поэтому школьная жизнь с позиций прав человека – это ребенок, учитель, родитель во взаимоотношениях с должностным лицом.
Чаще всего жалобы появляются в результате конфликтов: «Учащийся-учитель», «Учитель-родитель», «Администрация-учитель», «Администрация-родитель», «Администрация-ученик».
Существуют различные причины, провоцирующие в школьном социуме конфликты:
- злоупотребления учителя своими правами, грубое обращение по отношению к обучающемуся, унижение человеческого достоинства ребенка;
- несправедливость и необъективность учителя;
- равнодушие и невнимание педагогов к внутреннему миру и эмоциональному состоянию ребенка;
- неумение педагога найти конструктивный выход из сложных взаимоотношений, возникающих между одноклассниками;
- нарушение морально-этических норм поведения самим учителем.
В последнее время появились дополнительные объективные причины, в силу которых стали возникать межличностные конфликты между учителем и учащимися. Одной из таких причин является тот факт, что в связи со стремительными изменениями социальной ситуации в жизни людей, правовой грамотностью молодых родителей, доступностью интернета, «демократизацией» СМИ и т.д. снижается порог подросткового кризиса детей.
По мнению специалистов в предподростковый кризис вступают учащиеся 3-х — 4-х классов, а в подростковый — 5-х — 6-х классов. При этом преподаватели и родители не понимают возрастных психологических изменений, не меняют форм и методов работы, что и провоцирует конфликты. Дополнительно ситуация усугубляется тем, что преподавателю в своей деятельности приходится требовать от учащихся выполнения учебных заданий и правил поведениях на уроках, т.е. возможность конфликтных ситуаций заложена в должностных обязанностях учителя. Учитель часто не может выйти из той социальной роли, которую он играет в силу своих обязанностей, не может взглянуть на причины конфликта объективно, увидеть себя в конфликте со стороны.
Например, по инициативе классного руководителя одной из школ в качестве меры воспитательного воздействия, решением педагогического совета школы без приглашения на заседание родителей ученик 5 «А» класса был временно переведен в 5 «Б» класс. В течение двух месяцев мальчик не посещал школу, так как не хотел учиться в другом детском коллективе. Родители требовали отмены решения педагогического совета, однако, администрация школы и педагоги отстаивали правомерность своих действий.
Замечено, что если педагогу или руководителю учреждения не удалось спрогнозировать и своевременно предотвратить конфликт, то попытки занять деструктивную позицию избегания или приспособления к интересам противостоящей стороны, боязни затронуть чьи-то личные интересы, могут привести к печальным последствиям.
Есть пример, когда руководитель образовательного учреждения из-за отсутствия четких требований к организации учебно-воспитательного процесса, а также стремления не осложнять отношения с родителями, которые предъявляли особые претензии к обучению своего ребенка в школе, не придавать данные претензии огласке, в конечном счете, оказался в зависимости от прихотей одного из родителей ученика.
Каждая просьба родителей удовлетворялась, даже если она была не обоснована, не подтверждалась необходимыми документами. По прихоти родителей менялись учителя. Ребенок пропускал учебные занятия без уважительных причин, несмотря на неаттестацию по отдельным предметам, переводился в следующий класс. В результате нарушались права других участников образовательного процесса, возрастали противоречия в школьном коллективе, конфликт вышел за пределы школы. Приспособленческая позиция привела к тому, что встал вопрос о соответствии директора занимаемой должности.
Пассивная позиция другого руководителя по отношению к учителю математики, которая в течение всего учебного года создавала конфликтные ситуации с учащимися 5-7 классов, привела к возникновению затяжного конфликта, попавшего на контроль Аппарата Правительства Москвы.
Анализ жалоб по детскому травматизму свидетельствует о недостаточной работе по профилактике детского травматизма в образовательных учреждениях во время учебного процесса и прямом нарушении ст. 51 Закона РФ «Об образовании». Большинство травм дети получают во время перемен между занятиями.
Причинами обращения родителей с жалобами во всех случаях являются:
- нарушения в оказании первой помощи, несвоевременное информирование родителей;
- не проведение служебного расследования в установленные сроки и наказание виновных;
- равнодушное отношение к ребенку, получившему травму со стороны администрации учреждения, учителей, одноклассников.
В 90% случаев жалобы родителей подтверждаются.
В соответствии с п.1.4 действующего Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утвержденного приказом Гособразования СССР от 01.10.1990г. несчастный случай, происшедший во время учебно-воспитательного процесса, вызвавший у учащегося или воспитанника потерю работоспособности (здоровья) не менее одного дня в соответствии с медицинским заключением, оформляется актом формы Н-2. Все несчастные случаи, оформленные актом Н-2 регистрируются органом управления образования.
Акт по форме Н-2 должен быть выдан родителям не позднее трех дней с момента окончания по нему расследования, причем на руки под роспись в соответствующем журнале исходящей документации или заказным письмом по почте. Именно расследование и оформление документов, как показывает практика, является «слабым звеном» образовательного учреждения.
Очевидно в связи с тем, что травмы и несчастные случаи все-таки редко происходят в отдельном образовательном учреждении, руководители не владеют содержанием Положения о расследовании несчастных случаев и не выполняют необходимые в этих случаях действия. А ведь в соответствии с п. 1.7 Положения ответственность за правильное и своевременное расследование и учет несчастных случаев, составление акта формы Н-2, разработку и выполнение мероприятий по устранению причин несчастного случая несет руководитель учреждения, где произошел несчастный случай.
Расследования травм, полученных на уроках физической культуры, свидетельствуют о непрофессионализме отдельных преподавателей, что приводит к серьезным последствиям. Например, учитель физкультуры одной из школ при получении ученицей 9 класса травмы плеча, не оказала первую доврачебную помощь, не сообщила о происшедшем администрации школы, а та, в свою очередь, не организовала доставку пострадавшей в медицинское учреждение. При этом акт по форме Н-2 не составлялся и в окружное управление образования не передавался.
Следует обратить внимание на то, что если обучающийся явился на следующий день после получения травмы на занятия, то расследование все равно проводится, но в свободной форме. Для выяснения причин (конфликта) составляются протоколы, объяснительные записки.
Если родители обучающегося сообщают об обращении в травмпункт или больницу, то образовательное учреждение делает запрос в данные инстанции не о заключении врача (т.к. это врачебная тайна и является закрытой информацией), а о характере заболевания, с которым поступил ребенок для выяснения дальнейших обстоятельств.
В случае получения травмы ребенком в результате конфликта образовательное учреждение в обязательном порядке должно провести дополнительные мероприятия по улучшению работы по профилактике детского травматизма, соблюдению правил поведения в школе и ответственности за нарушение внутришкольного распорядка, внепланового инструктажа по охране жизни и здоровья детей. Администрации образовательного учреждения также необходимо провести дополнительные меры по улучшению качества воспитательной работы, уделив более пристальное внимание вопросам межличностных отношений в образовательном учреждении, повысить ответственность педагогического коллектива в этом направлении для нормализации отношений между детьми.