1. Чтобы уменьшить
напряжение, необходимо не замыкаться на собственном состоянии (например, на
своей обиде) или своих мыслях. Надо попытаться настроиться на партнера, мысленно
встать на его место и представить, какие события привели его в это состояние.
Глядя в глаза партнеру, следя за изменениями его лица, позы, положения рук,
постарайтесь почувствовать, как бы вы сами себя чувствовали и как бы
действовали в этом состоянии.
2. Дать "агрессору" выговориться. Это позволит ему разрядить напряжение, снимет его агрессивный заряд и облегчит дальнейший контакт. Конечно, необходимо и очень внимательно выслушать все сказанное.
3. В случае агрессивного нападения наилучший эффект даст неожиданность вашей реакции. Посмотрим, чего ожидает "агрессор". По его "сценарию", вы должны либо "ответить тем же", то есть впасть в раздражение, гнев, накричать в ответ и т. п. , либо, испугавшись, уступить, признать поражение. Чтобы избежать такого развития событий, ваша задача — не обеспечить ожидаемого результата. Типичной в конфликте является реакция агрессии или страха; обиженный либо нападает, либо "сдается". Гораздо целесообразнее использовать эхо-технику и "вернуть" партнеру его высказывание, полностью сохраняя самообладание и вежливость. В результате снижается напряжение, партнер ощущает ваше уважение и интерес к нему, а вы получаете полную информацию о причинах конфликта и возможность что-то объяснить.
4. Скажите партнеру о том впечатлении, которые произвели его слова, о том состоянии, в которое они вас привели, искренне, прямо, неделикатно, не затрагивая личность обидчика, а, говоря именно о том воздействии, которое ощутили вы. Например, не стоит говорить: "Вы грубиян" или "Вы мне грубите", а лучше сказать: "Меня обижают ваши слова", "Я огорчен тем, как вы со мной разговариваете".
5. Иногда полезно также обозначить эмоциональное состояние партнера, например: "Мне кажется, вас это очень огорчает".
6. Дайте понять партнеру, что вы уважаете его личность и ощутить его значимость, ценность его суждений и мнений.
7. Обращайтесь к фактам, аргументируйте свою точку зрения.
8. Увидев правоту партнера, признайте свою ошибку и предложите выход из ситуации.
9. Используйте юмор (а не иронию). Это хороший способ снять напряжение.
10. Подчеркните свою близость с собеседником, найдите что-то общее между вами.
11. Выработайте собственную стратегию поведения в конфликте. Прежде всего, уже осознание такой возможности способно помочь само по себе.
12. Кроме того, можно отвлечься в трудный момент от мыслей о себе, переключить мысли на другую тему, а также проанализировать, почему человек нападает, чего он добивается.
13. Иногда уступка партнеру поможет избежать унижения и чувства вины.
14. Попытайтесь посочувствовать "агрессору", попытавшись понять причины, побудившие его вступить в конфликт.
15. Иногда нужно противостоять другим. Но необходимо делать это, не ставя себе цель унизить другого, а работая непосредственно с предметом конфликта.
2. Дать "агрессору" выговориться. Это позволит ему разрядить напряжение, снимет его агрессивный заряд и облегчит дальнейший контакт. Конечно, необходимо и очень внимательно выслушать все сказанное.
3. В случае агрессивного нападения наилучший эффект даст неожиданность вашей реакции. Посмотрим, чего ожидает "агрессор". По его "сценарию", вы должны либо "ответить тем же", то есть впасть в раздражение, гнев, накричать в ответ и т. п. , либо, испугавшись, уступить, признать поражение. Чтобы избежать такого развития событий, ваша задача — не обеспечить ожидаемого результата. Типичной в конфликте является реакция агрессии или страха; обиженный либо нападает, либо "сдается". Гораздо целесообразнее использовать эхо-технику и "вернуть" партнеру его высказывание, полностью сохраняя самообладание и вежливость. В результате снижается напряжение, партнер ощущает ваше уважение и интерес к нему, а вы получаете полную информацию о причинах конфликта и возможность что-то объяснить.
4. Скажите партнеру о том впечатлении, которые произвели его слова, о том состоянии, в которое они вас привели, искренне, прямо, неделикатно, не затрагивая личность обидчика, а, говоря именно о том воздействии, которое ощутили вы. Например, не стоит говорить: "Вы грубиян" или "Вы мне грубите", а лучше сказать: "Меня обижают ваши слова", "Я огорчен тем, как вы со мной разговариваете".
5. Иногда полезно также обозначить эмоциональное состояние партнера, например: "Мне кажется, вас это очень огорчает".
6. Дайте понять партнеру, что вы уважаете его личность и ощутить его значимость, ценность его суждений и мнений.
7. Обращайтесь к фактам, аргументируйте свою точку зрения.
8. Увидев правоту партнера, признайте свою ошибку и предложите выход из ситуации.
9. Используйте юмор (а не иронию). Это хороший способ снять напряжение.
10. Подчеркните свою близость с собеседником, найдите что-то общее между вами.
11. Выработайте собственную стратегию поведения в конфликте. Прежде всего, уже осознание такой возможности способно помочь само по себе.
12. Кроме того, можно отвлечься в трудный момент от мыслей о себе, переключить мысли на другую тему, а также проанализировать, почему человек нападает, чего он добивается.
13. Иногда уступка партнеру поможет избежать унижения и чувства вины.
14. Попытайтесь посочувствовать "агрессору", попытавшись понять причины, побудившие его вступить в конфликт.
15. Иногда нужно противостоять другим. Но необходимо делать это, не ставя себе цель унизить другого, а работая непосредственно с предметом конфликта.