Интервью с Шевелевой Надеждой Владимировной.
Ну, вот и юбилей нашей второй средней... В такие моменты сопоставляешь прошлое, настоящее и будущее... Огромной частичкой нашей школы является ей бывший директор, Шевелена Надежда Владимировна. С ней мы в преддверии праздника и встретились.
Уважаемая Надежда Владимировна. У вас огромный педагогический опыт. Было ли это вашей мечтой, стать учителем, или как у многих получилось спонтанно?
Вопрос конечно интересный. Я никогда не говорила о том, что стану учителем, всегда говорила: буду медицинским работником. Какие у нас были замечательные учителя. Они учили нас доброжелательно и очень любили. В 1966 году нас выпускалось очень много. И когда мы пришли в наше мед. училище Ханты-мансийское, нам сказали: «Не известно, будет или нет набор». Был июнь месяц. Мы могли остаться без образования. И куда идти? Вот идет нас 6 человек с класса, встречаем свою любимую учительницу физики Дину Михайловну, а она спрашивает: «Девчонки, куда идете?». Мы отвечаем, что не принимают в мед училище. А она мне говорит: «Надя, какое тебе мед. училище, иди в педагогический институт.» Отправляет меня на математический факультет. А оценки у меня по математике были не лучшие, постоянные скандалы дома, ведь я готовилась быть медиком. Я ей так и говорю… Но закончилось тем, что три человека пошли на филологический факультет, 3 на физико-математический. И добросовестно проучились все 4 года. И конце концов знаете, эта профессия… На своем первом уроке я представляла своих учителей, как они доброжелательно учили нас. Ну, вот и стала учителем, и хочу сказать, что нисколько об этом не жалею. Я отдала 34 года на одном предприятии, как говорят. Вот так все получилось, значит, так должно было.
Согласны ли вы, чтобы стать учителем не обязательно закончить педагогический вуз?
Главное знать предмет, а там уже само дается. Методика, познание души детской... И если хочешь, то всё получается. Вот, например, наши бабушки и дедушки не заканчивали университетов, но как они были тактичны и добры. Вспоминаю свою бабушку. У неё не было ни одного класса образования. А какая она была терпеливая, столько в ней было красоты душевной. Они воспитывали нас этим, трепетным отношением ко всему окружающему. Так что предмет свой надо знать.
Согласны с тем, что это не профессия, а призвание?
Да, это призвание, согласна.
Когда я готовилась к нашему интервью то я была в ступоре. Один из учителей подсказал мне, что была у вас особенность, что про каждого ученика сказать. Откуда вы это брали?
Вот знаете, когда я начала работать директором, то однажды на вручении аттестатов Людмила Григорьевна Фомичева о некоторых выпускниках что-то говорила. Потом я начала наблюдать за старшеклассниками. Ведь каждый чем-то отличался. Кто-то писатель, фотограф, кто-то спортсмен. О каких-то не надо было говорить, их я знала. Когда была недостаточно уверена, спрашивала классных руководителей. Немного обыгрываешь ситуацию, и всё… И вот знаете, потом приходили выпускники, отучившись, начав работать, на наши последние звонки. У нас, как говорят, яблоку негде было упасть всегда-всегда...
Да, ведь это здорово, когда школа единая семья.
Это действительно так. Ведь педагогический коллектив ведь он тоже в единой семье живет. Мы не можем не общаться. Ведь именно вы, дети, делаете нас роднее, через вас мы становимся дружнее. Если я классный руководитель, то я защищаю своих детей, я должна их знать. И учитель, который ведет в моем классе должен знать. Все это видно.
Вы пришли к руководству школы довольно в сложный момент, в 1993, после развала союза. Когда все восстанавливалось. Было ли трудно, с какими трудностями сталкивались. О чем думали, в будущее глядя?
Трудностей было много. У меня в первый год не приняли школу. Ну, не успели сделать за 2 месяца вентиляцию. Согласитесь, это нереально. Но так получилось. В школе все развалилось, стулья были неподъемные. Учителя, которые давно работают, знают. В 1995 году стали готовить школу к 10летию, многое появилось тогда. Кадров, учебников, ничего не хватало. Но коллектив всегда стоял на том, чтобы дать детям знания. Наша задача была ребенка научить, а для того что бы научить должна быть хорошая база, работы тоже было много. Но школа у нас не бедствовала ни детьми, не учителями. Когда я сама вела уроки у меня было 36 детей, потом 26-25. Вот так... Хотелось, конечно, видеть школу оборудованной, красивой.
А вот сейчас, когда наша школа такая на душе спокойно?
Конечно, конечно. Я уверена, что здесь все идет хорошо. Она в руках надёжных. Детки как радовали, так и радуют. У нас было по 6-8 медалистов. Были хорошие времена. Трудные, но переживаемые. Проблемы были с выдачей зарплаты, отпускными, как и везде.
Думали ли Вы, что настанут такие хорошие времена?
Конечно думали, мы же оптимисты, мы не могли по-другому думать. Надо жить грядущим, а не старым. Не надо эгоистичным быть. Мы занялись наукой, коллектив жил. Каждый работал на благо. Школа всегда гудела. Было всякое… Я очень счастлива, что проработала директором в этой школе, и в таком коллективе. И еще наша школа, чем отличалась... У нас такая сложилась традиция, взрослые мальчишки и девчонки ухаживали за малышами. И все говорили сразу видно, что вторая школа пришла. И вот такая семейственность это было само собой, и это здорово!
И так, нашей школе 30 лет, что бы хотели пожелать учителям, ученикам?
Самое главное здоровье, детям желаю познавать, и учиться, учиться.
Меня вот знаете, что беспокоит, что дети не хотят читать. Я все говорю: ребята, читайте! И хочется пожелать детям, что бы они в первую очередь знакомились с первоисточником.
А время быстро летит... И очень хочется, что бы дети дорожили своими учителями. Что бы у детей появилась влюбленность в предмет, в учителей. Что бы теплота передавалась. Взаимопонимание учитель-ученик-родитель. Открытость должна быть. И жить именно жизнью школы, это много тебе даст. А в вузе же по-другому все... Старайтесь учиться. Учитесь, учитесь….
|