Организация рабочего места школьника
Впереди новый учебный год и родителям необходимо заранее позаботиться и организовать рабочее
место для выполнения детьми домашних заданий дома, так как подготовка домашних заданий занимает
ежедневно не так уж и мало времени и неправильная организация рабочего места ребенка не только не
способствует повышению успеваемости, а еще и чревата нарушением осанки, ухудшением зрения и другими
проблемами со здоровьем.
При организации рабочего места школьника следует учитывать, что ученическая мебель должна быть
изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным
особенностям ребенка и требованиям эргономики.
Лучше в качестве мебели использовать ученическую парту угол наклона столешницы которой будет
составляет 15 - 17°.
Стул необходимо выбирать по росту ребенка. Сидя на нем, он должен упираться ногами в пол. Бедра и
голени должны находиться под прямым углом. Поверхность стола и диафрагма ребенка располагаются на
одинаковом уровне. Такое положение ребенка не вызовет впоследствии близорукости или сколиоза.
Необходимо учитывать так же, что на работоспособность помимо правильно подобранной мебели,
влияют такие факторы как:
- Цвет мебели и стен. Наиболее благоприятны нейтральные однотонные тона.
- Освещение. Рабочее место желательно организовать у окна с естественным боковым левосторонним
освещением (для левшей правостороннее). Желательно, чтобы окна были ориентированы на южные, юго-
восточные или восточные стороны горизонта.
- В темное время суток рекомендовано использовать настольный светильник с ярким, но мягким светом.
Устанавливается он сбоку от пишущей руки школьника (если правша – слева, если левша – справа).
Светильник должен регулироваться по высоте и направленности света. Для профилактики переутомления
глаз следует совмещать локальное освещение с общим.
- Микроклимат. При выполнении домашних заданий ребенку не должно быть жарко или холодно, в воздухе
так же не должен присутствовать табачный дым или другие посторонние запахи.
- Отсутствие внешних источников раздражителей. Нельзя разрешать выполнение домашнего задания, сидя
рядом с включенным плеером или телевизором. Также не рекомендуется прием пищи или употребление
напитков во время выполнения домашнего задания. Взрослым следует уважать труд ребенка, не надо
разговаривать по телефону или между собой в комнате, где ребенок выполняет домашние задания.
- Наличие дополнительных предметов, способствующих процессу обучения. Рабочее место необходимо
оборудовать этажеркой или полкой для книг и тетрадей, органайзером для ручек и карандашей. Желательно,
чтобы они были расположены в прямой доступности — на расстоянии вытянутой руки ребенка. Желательно
иметь подставку для книг.
Нельзя забывать, что домашние задания сочетают в себе психическую, статическую, динамическую
нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, поэтому при выполнении школьных
заданий рекомендуется делать небольшие перерывы для отдыха, подвижных игр или «физкультурных
минуток».
Лучше начинать самоподготовку в 15 - 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический
подъем работоспособности.
Родителям необходимо объяснить ребенку, как правильно сидеть во время выполнения заданий, а
именно:
- сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову;
- ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни должны опираться на пол,
предплечья свободно лежать на столе.
При размещении ребенка за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку
между грудью и столом помещалась его ладонь. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради
лежит правая рука и пальцы левой, если ребенок правша, и наоборот, если левша. |